Славянская письменность

На сегодняшний день известно два вида древнего славянского письма – это глаголица и кириллица.

Возникновение славянской письменности соотносится со становлением и расцветом славянских государственных объединений в IX веке. Славянские государства - Киевская Русь, Великая Моравия, Польша, Болгария, Сербия и Хорватия занимали огромные территории Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. Цивилизационные процессы, происходившие в этих государствах, требовали развития новых форм духовной культуры, смены мировоззренческих парадигм. Выход к европейской культуре означал, в первую очередь, принятие христианской религии, распространяемой через посредство Рима и Константинополя. В середине IX века в Константинополь, солицу Византийской империи, прибыли послы князя Ростислава из Великой Моравии с просьбой прислать им учителя, который объяснил бы моравским славянам христианское вероучение на их языке. Император Михаил III возложил эту миссию на Константина Философа и предложил ему создать славянское письмо. Константин, помолившись Богу, получил откровение, и славянское письмо было создано. Он перевел на славянский язык Евангелия и в 863 году отправился в Моравию. Так говорится в Житии Константина-Кирилла.

На сегодняшний день известно два вида древнего славянского письма – это глаголица и кириллица. В последние десятилетия ученые склоняются к выводу о том, что Константин-Кирилл изобрёл глаголическое письмо. Главным аргументом в пользу этой гипотезы является тот факт, что  начертания букв этого алфавита соотносятся с задачей перевода христианских текстов на славянский язык. Первая буква имеет форму креста, сокращенное написание имени Христа  - образует симметричную фигуру и т.д. Некоторые исследователи полагают, что в основе глаголических букв лежат крест, треугольник и круг – важнейшие символы христианской культуры. В числе других аргументов наиболее убедительными представляется то, что наиболее древние глаголические рукописи происходят из тех областей, где работали Кирилл и Мефодий (Моравия), в то время как кириллические тексты написаны на востоке Балканского полуострова, где не было влияния солунских братьев. Кроме всего прочего, глаголические памятники более архаичны по языку.   В одном из старейших свидетельств о славянской азбуке, в трактате "О письменах" Черноризца (монаха) Храбра, современника учеников Кирилла и Мефодия, указано, что славянская азбука имеет 38 букв, а именно такое число букв было в глаголице; в кириллице их было меньше.  Глаголица  долго бытовала у хорватов-католиков в Северной Далмации, в церковном и светском обиходе и окончательно вышла из употребления лишь в начале нашего века. В Чехии в результате гонений немецко-латинского духовенства глаголица была вытеснена очень рано и попытки возродить ее в XIV в. оказались безуспешными. На Руси глаголица употреблялась лишь в первые годы распространения славянской азбуки в старейших русских культурных центрах -- Киеве и Новгороде.

Кириллица составлена на основе греческого уставного письма, причем, для передачи звуков, отсутствовавших в греческом языке, использовались буквы, заимствованные из других источников. По всей вероятности, кириллица была создана в Восточной Болгарии преславскими книжниками. Почти повсеместно кириллица вытеснила глаголицу.  Кириллический алфавит используется теми из славянских народов, которые исповедовали православие. Письменностью, основанной на кириллическом алфавите, пользуются русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, македонцы. В 19–20 вв. миссионерами и учеными-языковедами на основе кириллицы создавались системы письма для народов, живших на территории России.

 

Существует и еще одна версия изобретения славянской письменности. Она изложена в малоизвестной книге католического священника Мауро Орбини «Славянское царство», изданной в 1601 году. 

Эти моравские славяне, как пишет Вольфrанr Лациус (IX), мнoгo воевали с франками, немцами и саками. Доставили они немало хлопот и печенеrам (Pazinaci), ныне татарам (как пишет Реrино (11)). Марцин Кромер и Ян Дубравий дали пространное описание этоrо королевства, которое просуществовало до 991 rода, коrда после смерти короля Всеволода (Sueulado) оно было захвачено венграми, поляками и в большей части чехами. Моравия стала христианской, по мнению Венцеслава Боrемскоrо, при Святополке (Suatoplugo), который правил моравами, имея престол в Велеграде. Он принял христианство со своим народом от Кирилла филосова, котopoгo прежде звали Константином. Поскольку он является просветителем болгар, рашан и дрyrих славян Далмации и Моравии, мне представляется необходимым вкратце описать ero жизнь, ссылаясь на Диоклейца, Яна Дубравия и Авryстина Моравия в ero жизнеописаниях оломоуцких епископов. Кирилл был родом гpeк и родился в Фессалониках, ныне Салоники. Отцом ero был патрикий Лев. Сначала ero звали Константин философ. В 887 rоду был назначен управлять Велеградской церковью римским папой Адрианом 11. Он был первым архиепископом Моравии, наставив прежде в христианском вероучении болrар, сербов, далматскоrо короля Святополка (Suetopelech) и после них Mopaвcкoro короля Святополка (Suatoplugo) со всем ero народом, rраницы котopoгo проходили по рекам Висла, Дунай и Baг. После пяти лет управления Моравской Церковью он отказался от это­ должности и с соrласия Стефана, преемника папы Адриана, поставил вместо себя cвoero брата Мефодия, с которым дурно обошелся король Святополк (Suatoplugo) Младший. Отправившись однажды на охоту, он велел архиепископу Мефодию не начинать мессу до ­ero возвращения. Мефодий подождал до полудня, однако, опасаясь глумления над священной жертвой и видя, что народ, собравшийся в большом числе, уже начинал выходить из церкви, не стал больше ждать и, ослушавшись повеления короля, начал отправлять мессу. Когда он стоял у алтаря, явился король в окружении толпы охотников и своры собак и, стремительно войдя в церковь, среди raMa и собачьеrо лая схватился за оружие. С трудом удержавшись, чтобы не нанести ранение архиепископу, он сбросил наземь все, что было на алтаре. Уйдя оттуда, Мефодий незамедлительно отправился в Чехию и отлучил от церкви короля, наложив интердикт на все ero королевство. В Чехии он пробыл недолrо и отправился в Рим, rде встретил cвoero брата Кирилла. Вскоре он вновь был призван в Моравию, однако, видя, что король, человек надменный и исполненный злодеиства, все равно проявлял свирепость по отношению к священнослужителям, не cмог вынести потери и разорения cвоего стада. Посему он вновь вернулся в Рим, где и скончался в 907 rоду. Он был погребен в церкви Святоrо Клемента, взятые мощи которого eгo брат Кирилл привез с Таврическоrо полуострова, называемоrо ныне Малой Татарией. Как рассказывают Ян Дубравий и Эней Сильвий, славяне, которые были бращены Кириллом в Христову веру и для которых он перевел на их славянский язык Старый и Новый Заветы, пожелали, чтобы месса и боrослужение велись на их собственном языке. Обратившись в связи с этим за разрешением к римскому папе, он поставил этот вопрос на обсуждение в консистории, где поначалу было некоторое противоречие, но вдруг раздался голос, произнесший: «Да всякий дух славит господа, и всякий язык его исповедует». И тоrда папа немедленно разрешил то, о чем просили славяне, священнослужители которых, особенно либурнийских славян, подчиненных норицкому эрцrерцоry, и сеrодня справляют мессу и друrие службы на своем родном языке, вовсе не зная латыни. Более того, сами норицкие rосудари, как пишет Авентин (IV), использовали славянское письмо для общественных надписей, как можно убедиться в церкви Святого Стефана в Вене. Славяне имеют два вида букв, чеrо нет ни у греков, ни у латинян. Один вид был найден Кириллом и называется кириллицей ­­(Chiuriliza), друrой блаженным Иеронимом, и он называется буквицей (Buchuiza). Выrлядит буквица так:

­

­Кириллица же выrлядит так:

Два этих вида письма были найдены (как мы сказали) Блаженным Иеронимом и Кириллом, о чем осталась непреходящая память у славян, в особенности у чехов и поляков». (с. 65)

Как видим, алфавит «буквица» не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу. Это что, третий славянский алфавит? 

 

31.05.2016

Комментарии

Ваше имя*:
Тема:
Сообщение*:
Ваши фотографии:
Загрузка ()
(максимальный размер 256M)
код
Код с картинки*:

Вместо слов

img

Андрей Попов. Поэтическая эстафета-2016.

Новости

24.03.2017
В киноклубе ЮБРК прошел показ фильма «Шоколад».
22.03.2017
В минувшую среду в Зефирном зале Центра культурных инициатив "Югор" состоялось открытие первой персональной выставки сыктывкарского фотографа и путешественника Сергея Чудова, под названием "Европа в объективе".

События

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поговорки

Бур ним-славатö куж видзны.
Доброе имя сумей сберечь.

Контакты

Адрес: 167982, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 229

Телефон/факс: (8212) 201-499

E-mail: artkomi@mail.ru